Глоссарий
Профессиональная идентичность предполагает функциональное и экзистенциальное соответствие человека и профессии, которое включает в себя понимание своей профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо выполнять свои профессиональные обязанности. Сюда можно отнести особенности принятия человеком системы профессиональных ценностей и норм.
Профессиональная идентификация — это тип социальной идентификации, представляющий собой чувство единства, которое люди испытывают с профессией (например, юриспруденцией, медициной), и степень, в которой люди определяют себя как представителей профессии.
Профессиональная идентичность заключается в том, что человек распределяет роли, обязанности, ценности и этические стандарты таким образом, чтобы они соответствовали практике, принятой в его.
Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
Этапы профессионального самоопределения в соответствии с возрастными периодизациями развития, принятыми в психологии; это этап детской игры, подростковой фантазии, этап предварительного выбора профессии и этап практического принятия решения (И.С. Кон, 1980).
Профессиональное самоопределение проявляется в эмоционально окрашенном отношении личности к своему месту в мире профессий. Оно детерминируется социально-экономическими условиями, межличностными отношениями в коллективе, возрастными и профессионально обусловленными кризисами, однако ведущая роль принадлежит активности личности, ее ответственности за свое становление.
Ключевым моментом профессионального самоопределения является готовность к осознанному самостоятельному выбору профессии человеком, обеспечивающая проявление и раскрытие его индивидуальных особенностей, интересов и склонностей личности, ориентированная на ближайшую перспективу личностного и профессионального развития.
Стадии профессионального становления по Климову:
— Оптация
— Адаптация – вхождение и привыкание к профессии
— Интернальная стадия – приобретение профессионального опыта
— Мастерство
— Авторитет
— Наставничество
По мнению Е.А. Климова существует восемь углов ситуации выбора профессии. Старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.
— Позиция старших членов семьи. Конечно, забота старших о будущей профессии своего ребёнка понятна, они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.
— Позиция сверстников. Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.
— Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.
— Личные профессиональные планы. В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.
— Способности. Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.
— Уровень притязаний на общественное признание. Реалистичность притязаний старшеклассника — первая ступень профессиональной подготовки.
— Информированность. Важная, неискаженная информация — важный фактор выбора профессии.
— Склонности. Склонности проявляются и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как допрофессиональные увлечения — путь к будущему.
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самопознания и самооценки — необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Без самопознания и самооценки нельзя правильно наметить программу самовоспитания и саморазвития, трудно выбрать работу по душе.
Этапы профессионального самоопределения школьников:
До-профессиональное развитие. Складывается личность ребёнка как субъекта труда. Закладываются основы поведения, интерес к разным проявлениям жизнедеятельности, мотивационная сторона личности.
Развитие в период выбора профессии (11–18 лет). Овладение системой жизненных ценностей в отношении профессионального пути, формирование основ социальной направленности, оценка собственной пригодности путём анализа собственных возможностей, степени выраженности личностных качеств.
Период подготовки и становления профессионала. Обучение: освоение знаний, умений и навыков выбранной профессии, формирование профессионально важных качеств. Адаптация: приспособление к процессу труда, нормам и условиям деятельности, развитие профессиональных способностей и личностных качеств.
Стадии развития и реализации профессионала.
Профессиональная ориентация — это помощь учащимся в выборе профессии. Она предполагает определение способностей школьника, его предпочтений, интересов и склонностей и дальнейшую помощь в самоопределении школьника.
Все профессии принято классифицировать:
По характеру труда:
Физический или умственный труд
Исполнительский или творческий характер
По уровню квалификации:
Профессии, требующие высшего образования;
Профессии, требующие среднего профессионального образования;
Профессии, не требующие квалификации;
По предмету и характеру труда:
Человек
Техника
Знаковая система (информация)
Художественный образ
Природа